Физикам.Ру - теоретическая и практическая Физика
Домашняя Карта сайта Избранное
     Педтехнологии
    • Разработки уроков
    • Внеклассная работа
    • Подготовка к экзаменам
    • Профессиональное мастерство учителя
    • Кафедра естественных наук
    • Новости физики
    • Бесплатный банк рефератов [new!]

Познавательная активность и смешанное обучение

Преподаватель информатики и ВТ Дымченко Иван Павлович Региональный многопрофильный колледж г. Ставрополь



Класс физика 13 ноября прошел научно-познавательный час «В мире самоцветов» в физике


Смотрите также:
Автоматизация производства
Ремонт автомобилей
Страны мира
Психология
Логистика

 

«Учение, все взятое принуждением и силой воли, едва ли будет способствовать созданию развитых умов»

К. Д. Ушинский

Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса - формирование познавательной активности у учащихся. Познавательная активность - это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной потребности в познании нового. Познавательная активность не является чем-то внешним, дополнительным по отношению к учению. Ее наличие является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и сви¬детельством его правильной организации, а отсутствие является показателем серьезных не¬достатков в организации обучения. Важнейшим условием формирования познавательной активности является переход от авторитарной педагогике к развивающей.

Педагогика сотрудничества, деятельностный подход к учебному процессу, активация учащихся, индивидуализация обучения – все эти тенденции современной педагогики заставляют задуматься о кардинальном переосмыслении роли учителя в учебном процессе. Авторитарная схема синхронного управления классом из нескольких десятков человек, при всей ее экономичности и кажущейся эффективности, постепенно и неуклонно теряет свою универсальность. Одним из вариантов решения сложившейся проблемы является использование смешанного обучения. При этом решается основная проблема традиционного обучения — ограничен¬ные возможности для реализации и развития потенци¬альных способностей ребёнка.

Суть смешанного обучения в оптимальном сочетании форм и методов обучения. Смешанная форма обучения, органично соединяет в себе как очные, так и дистанционные формы обучения при безусловном выполнении требований государственных стандартов и высоком качестве обучения.

Внедрение смешанного обучения в учебный процесс колледжа мы рассматриваем как перспективный шаг от обучения в виде традиционных лекций и семинаров к интерактивному обучению. Это чрезвычайно гибкая форма, помогающая студентам искать решения задач и приобретать знания.

Как показывают практика и ряд исследований, тенденция обучения четко развивается в направлении смешанного обучения. У каждого человека свой стиль обучения, характеризующий наиболее оптимальный для него механизм восприятия учебного материала. Существует определенный процент людей, для которых единственно возможным способом восприятия учебного материала является аудиторная форма обучения. Однако как показывают исследования, как минимум 80% учащихся могут эффективно воспринимать учебные материалы в любой форме. Это означает, что абсолютное большинство людей способны эффективно обучаться электронным способом, естественно при условии наличия адекватного содержания курсов.

Использование смешанного обучения в профессиональном образовании влечет за собой изменение его организационных форм, содержания и методов обучения, новых подходов организации учебного процесса. Это, в свою очередь, обусловливает обогащение дидактических принципов обучения. Использование в преподавании систем доставки содержания курсов активизирует развитие операционного, наглядно-образного, теоретического мышления студентов, способствует формированию компетенций в области компьютерных коммуникаций.

Новый подход организации учебного процесса, установления контакта между преподавателем и слушателем состоит в том, что преподаватель теперь выполняет функцию координатора. Расширяются возможности слушателя, т.е. теперь у него появляется возможность войти и воспользоваться в мир знаний преподавателя, в базу знаний и данных, в виртуальные библиотеки, установить виртуальный контакт с преподавателями, а также произвести объективную самооценку формируемых знаний. Одним из достоинств смешанного обучения является то, что появляется возможность проведения учебных занятий более оживленно, максимально приближенно к реальности. Кроме того, передача большей информации учащимся за короткое время, и более высокое усвоение материалов учебных занятий повышают производительность учебных занятий. Обычно, когда преподаватель проводит учебные занятие или во время чтения учебников студент либо слушает преподавателя, либо записывает учебный материал. При этом предлагаемую информацию сначала представляет перед глазами, а затем усваивает. Особенностью смешанного обучения является то, что студент одновременно и видит, и слушает. По данным психологов, человек запоминает 5-10 % от услышанного материала, 10-15 % от увиденного. А если это объединить, то показатель эффективности усвоения повысится больше чем на 50 %.

Смешанную форму организации учебного процесса в колледже можно внедрять поэтапно, начиная с подготовки электронных учебно-методических материалов на кафедрах. А также для этого необходимо создание следующих организационных основ, без которых нельзя получить ожидаемого эффекта: подготовка и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава; техническая обеспеченность; методическая обеспеченность; сетевая обеспеченность; программная обеспеченность.

Педагогика, являясь неотъемлемой частью любой цивилизации, берет от культуры своих эпох все свойства и ее признаки, в том числе - существующие способы хранения информации и ее обработки. Поэтому компьютерная цивилизация вполне логично и необходимо должна придти к компьютерной педагогике. Это - в общем плане. А конкретно - проникновение компьютеров в учебный процесс вызвало к жизни огромное количество новых форм работы, немыслимых и невозможных при традиционных методиках. Появление специфических учебных пособий на гипертекстовой основе, мультимедийных справочников и энциклопедий, возможность организации сетевых коммуникаций в самых разных масштабах, от класса до Internet, создание интерактивных обучающих программ и тренажеров - все это вместе открывает перед обучающимися такой спектр учебных действий, обращение к которому полностью видоизменяет лицо учебного процесса. Так же значительно выглядят изменения и в формах работы учителя - компьютер в состоянии полностью изменить структуру и методы его личной работы вне урока (самосовершенствование, накопление и систематизация информации, подготовка к урокам и т.д.) и непосредственно на уроке. Более того - изменившиеся условия и формы работ в очень значительной степени заставляют переосмысливать и роль компьютера, и функции учителя и учеников, и характер их деловых взаимоотношений, а в дальнейшем - и самые общие организационные формы обучения.

Оставьте свой комментарий:
Ваше имя:
Ваше мнение: 

Рекомендуем бесплатно скачать
 Банк рефератов 
 
 Читайте далее:
Методическая литература
 
Навигация:
Педтехнологии
Информационные технологии
  


 
Уважаемые посетители!
Новые материалы и разделы сайта добавляются постепенно - следите за обновлениями...
     ·
 
 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
 
© 2005-2019 FIZIKAM.RU - научный портал «Теоретическая и практическая Физика» · Все авторские права защищены! ©
*разрешается использование материалов сайта www.fizikam.ru только c прямой активной ссылкой на http://www.fizikam.ru