Физикам.Ру - теоретическая и практическая Физика
Домашняя Карта сайта Избранное
     Педтехнологии
    • Разработки уроков
    • Внеклассная работа
    • Подготовка к экзаменам
    • Профессиональное мастерство учителя
    • Кафедра естественных наук
    • Новости физики
    • Бесплатный банк рефератов [new!]

«Понял я многое, но ничему не научился»

Элементы этапа рефлексивного восприятия учениками окружающего мира



Класс физика Литературная гостиная: «И народ не забудет простого, благородного имени - Блок» в физике


Смотрите также:
Автоматизация производства
Ремонт автомобилей
Страны мира
Психология
Логистика

 

Без осознания собственной деятельности невозможно получить личностно значимых образовательных результатов. Традиционно во время проверки итогов обучения рефлексивные формы почти не применяются. Но именно осознание детьми механизма своей деятельности, способов конструирования знаний позволяет преодолеть их отчужденность от образования. Без рефлексии — чувственной, логической, образной и др. человекообразующее обучение вряд ли возможно. Если органы чувств для человека есть источник внешнего опыта, то рефлексия — источник внутреннего опыта, способ самопознания, необходимый инструмент мышления.

Проблема состоит в том, что ученики, а зачастую и учителя не испытывают потребности в осознании происходящего образования. Привыкнув к учительским объяснениям и последующему вос¬произведению и применению услышанного, многие дети считают свою учебу неотделимой от преподавания. А если материал учителем не объясняется, то нет якобы и учебы. В результате такой установки развитие личности проходит для нее неосознанно и неэффективно.

Именно поэтому крайне необходимо учить ребят осознанию то¬го, что они делают и что с ними происходит. Способы для этого существуют самые разные: устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение изменений, происходящих с учеником в течение урока, дня, недели, четверти, года.

Рассмотрим в качестве примера элементы рефлексии учащихся по итогам учебного дня, описанного выше в фрагменте урока «Свеча горела на столе...»

Ниже приведены рефлексивные вопросы и ответы учащихся, дающие представление об осознании ими происходящего на занятии.

1. Что, на мой взгляд, происходило сегодня на занятии? В чем его смысл?

Делали опыт. Наблюдали за горящей свечкой, записывали и анализиро¬вали свои впечатления. Старались понять, почему мы видим так, а не иначе.

Спорили. Пытались понять, что такое факт. Исходя из этого, рассматривали определенное явление — горение свечи. Отделяли видимое от домысла.

Давали простым, элементарным вопросам сложную, «сумасшедшую» форму. Часто из мухи делали слона.

Смысл в том, что эти уроки — повод для размышлений, тренировка речи, умения выражать свои мысли.

Я думаю, что если ответить на все возникшие вопросы, а их 100 000, то больше ничего и не надо.

2. В чем выражалось мое личное участие в занятии? Что я понял(а),чему научился(лась)?

Обдумывал и рассуждал.

Лично я вынесла с занятий некоторые термины, понятия. Научилась смотреть на вещи с другой стороны. Понял, насколько мнения многообразны.

У меня получилось отойти от общеизвестных догм, которые очень мешают порой в осознании чего-либо.

Понял я многое, но ничему не научился.

3. Что я чувствовала), ощущал(а) в течение дня?

Чувствовал, что начинаю ничего не понимать.

Оригинальность. Интерес. Удивление и радость, что так не нудно проходят уроки.

Сначала равнодушие, затем заинтересованность, а под конец усталость.

Неуверенность в себе.

В конце восторг, с трудом сдерживаемый. Не знаю почему. Может, понял что, а может, смотреть стало легче.

Не очень понятно, зачем это надо. Нет какой-то системы. Но в частностях интересно.

Понравилось смотреть со стороны. Все нормально, очень интересно.

4. Мои замечания и предложения: а) учителю, б) себе, в) всем нам.

Очень долго раскрывали одну и ту же тему. Быстрее проходить материал: то, что за три урока было, — пройти за один.

Мне кажется, что в наших обсуждениях нельзя совершенно не опираться на науки, так как это тоже опыт многих людей.

Не уходить от общей идеи. Я иногда замечала, что ребята уходят от того, на что направлен урок, переходят к другим явлениям и их объяснениям.

Нужен более строгий контроль за происходящим на уроке и ходом мысли (и мыслей).

На следующем уроке вначале назвать самое основное, что получили на этих занятиях.

Мне кажется, надо все как-то систематизировать, попытаться ответить на некоторые вопросы, может быть, даже выделить для этого урок.

Приведенные фрагменты ответов отражают лишь некоторые элементы начального этапа рефлексивного восприятия учениками окружающего мира. На следующем после рефлексии занятии проводятся обзор и анализ этой важнейшей части обучения.

Литература:

Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя/А.В.Хуторской.-М.:Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2005.

Оставьте свой комментарий:
Ваше имя:
Ваше мнение: 

Рекомендуем бесплатно скачать
 Банк рефератов 
 
 Читайте далее:
Деятельностное содержание образования.
 
Навигация:
Педтехнологии
Личностно-ориентированное обучение
  


 
Уважаемые посетители!
Новые материалы и разделы сайта добавляются постепенно - следите за обновлениями...
     ·
 
 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
 
© 2005-2019 FIZIKAM.RU - научный портал «Теоретическая и практическая Физика» · Все авторские права защищены! ©
*разрешается использование материалов сайта www.fizikam.ru только c прямой активной ссылкой на http://www.fizikam.ru